МКОУ "Песчаная СОШ"
п. Песчаный, Приютненского района, Республики Калмыкия
  • Будущим первоклассникам

    Информация

    Рекомендации родителям будущих первоклассников

    Скоро в вашей семье появится первоклассник. Момент с одной стороны радостный (ваш ребенок вырос), с другой стороны – ответственный. Начало обучения в школе – один из самых серьезных переломных моментов в жизни ребенка.

    Скоро в вашей семье появится первоклассник. Момент с одной стороны радостный (ваш ребенок вырос), с другой стороны – ответственный. Начало обучения в школе – один из самых серьезных переломных моментов в жизни ребенка.

    Школа — это новые контакты, новые отношения, новая социальная роль — ученик, новые условия жизни и деятельности ребенка, большие эмоциональные, физические и умственные нагрузки. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.

    Трудно все: режим дня, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, эмоций, которые приходится сдерживать. Одним из самых сложных требований нового формата является требование дисциплины. Меняется и режим дня ребенка.

    Школа – это большие психологические, интеллектуальные, функциональные, физические нагрузки, за которые ребенок, не готовый к школе платит порой самой дорогой ценой – здоровьем.

    Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей. Порой не хватает родителям терпения, снисходительности, спокойствия, часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому, что не всегда учитывается длительность и сложность процесса. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Потому не ждите мгновенных результатов. Понятие «готовность» к школе интегральное, комплексное.

    Прежде всего, ребенок должен быть здоров и готов психологически. Оценка готовности ребенка к школе по уровню интеллектуального развития ребенка – наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что самое необходимое условие готовности к школе – максимально большой объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старание родителей при этом не знает меры, а возрастные возможности при этом в расчет не принимаются.

    Мы остановимся на психологической и интеллектуальной готовности. Итак, «психологическая готовность». Ребенок должен хотеть в школу, быть готов к роли ученика, к общению со сверстниками, к требованиям учителя, к сложностям учебной деятельности, в которой будут не только удачи, но и трудности.

    К поступлению в школу ребенок должен научиться быть самостоятельным. Без помощи взрослых умываться, одеваться, обуваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, привыкнуть в определенное время вставать, ложиться спать, обедать, завтракать и т.д. Если этому вовремя не научиться – ребенок будет выглядеть среди одноклассников неловким и неуклюжим, чувствовать себя « не в своей тарелке».

    При интеллектуальной подготовке важно найти «золотую середину», не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что другие дети это умеют, дать ребенку возможность получить удовлетворение от достигнутого, и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения. В интеллектуальной подготовке большая роль отводится родителям. Кроме системы знаний об окружающем мире, у ребенка перед школой должен сформироваться определенный запас представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал. Дети должны уметь различать пространственные представления (верх, низ, над, под, за, слева, справа, сбоку, посередине и т.д.). Дети должны отличать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), уметь различать цвета, величину предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, длинный – короткий), понимать понятие больше, меньше, часть, целое. Лучше данный понятия усваиваются непроизвольно, в ходе игровой деятельности.

    Учите ребенка внимательно слушать вашу инструкцию, сосредоточиться на задании, работать без отвлечений.

    Для успешного овладения навыком письма необходимо развивать мышцы пальцев. Этому способствуют раскрашивание, штриховка, рисование, лепка, работа с конструктором.

    Одним из аспектов успешного обучения является развитие речи.

    Словарный запас шестилетних детей, хорошо владеющих речью, более 3 тысяч слов, но чтобы ребенок овладел таким словарным запасом, следует систематически расширять тот запас слов, которыми он владеет.

    Рассматриваете вы картинку, читаете книгу, слушаете сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся слова, на их значение.

    Правильное произношение – одна из сторон развития ребенка. Ошибки в произношении – основа многих трудностей при обучении чтению и письму. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки является следующее упражнение. Ребенку предъявляются картинки, где исследуемый звук стоит в начале, в середине, в конце. Например, звук «р». Слова: рука – корова – забор. В результате такой проверки станет ясно, какие звуки ребенок произносит неправильно. Что же делать? Главное – не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться к специалисту. Коррекция произношения – сложный, длительный процесс.

    Итак, важнее не учить читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создать условия для развития моторики движений руки и пальцев. Важен не объем знаний, а качество мышления, развитие способности слушать, понимать смысл.

    Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?

    Если вашему ребенку седьмой год, значит, настало время подумать о школе. И скорее всего у вас на примете уже есть несколько школ, в которые можно было бы отдать малыша. Но временами охватывают сомнения: а справится ли он с новыми физическими и психологическими нагрузками?

    Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.

    Первый и самый простой — это ваши собственные наблюдения.

    Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, — рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` — ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.`.

    Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.

    Второй способ определить готовность ребенка к школе.

    Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.

    Важно получить следующую информацию:

    Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?

    Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?

    Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?

    Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться — вам сможет помочь педагог-психолог, который проведет диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов. Времени еще достаточно, а такие специалисты работают почти в каждом детском саду и школе

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Родители дошкольников знают, что мысль «скоро в школу» появляется у родителей задолго до исполнения ребёнку 6–7 лет. И уж точно, глядя на своего пятилетнего сына или дочь, каждый родитель знает – школа не за горами, пора готовиться.

    Конечно, сложно разобраться сразу – как именно готовиться? Дожидаться ли полных семи лет, либо отдать сына или дочь уже в шесть лет? Даже разница в один год заметна и имеет значимость для ребёнка.

    Чтобы легче было ответить на эти вопросы, необходимо понять – что же такое готовность к школе? Каковы её виды и критерии?

    Какая готовность к школе бывает

    Многие родители догадываются, что готовность подразумевает не только умение читать и считать. Здесь хочется в очередной раз подчеркнуть, что в этих навыках нет острой необходимости. В своём родительском стремлении оценить интеллектуальную готовность малыша к школе не стоит забывать про социальную и психологическую готовность. Также стоит помнить и о физиологии детей, которая является не менее значимой и вместе с другими видами готовности к школе формирует мотивацию к успешному обучению.

    Говоря о видах готовности к школе, мы выделяем следующие:

    · социальную готовность,

    · психологическую готовность,

    · интеллектуальную готовность,

    · физическую готовность.

    Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе

    У ребёнка формируются навыки для успешного восприятия новых форм общения, а также восприятия самого себя в изменившихся условиях – школьной среде и, соответственно, новое отношение к данной среде. В возрасте 5–7 лет ребёнок уже начинает осознавать, насколько соответствуют его возможности и желания его ожиданиям занимать определённое положение среди окружающих его людей. Подросший дошкольник уже сам понимает, что мало одного стремления к более «взрослому» и значимому положению в жизни. Дети начинают видеть необходимость в совершении поступков, которые будут значимыми, причём не только для них самих, но и для тех, кто рядом. Именно все эти качества старшего дошкольника будут очень кстати к моменту вступления в школьную жизнь.

    Психологическая готовность к обучению в школе

    Говоря о психологической готовности, подразумеваем зрелость психики ребёнка, ведь ему предстоит справляться со школьными нагрузками. Именно она станет основой для успешного обучения в новых условиях школьной среды.

    В психологическую готовность также включают мотивационную готовность – другими словами, наличие учебной мотивации, которая свидетельствует о психологической зрелости первоклассника.

    Интеллектуальная готовность к школе

    Вот здесь мы как раз и скажем о навыках и знаниях вашего малыша. Заключается данный вид готовности к школе в наличии знаний об окружающем мире, в знании основ математики, понимании причинно-следственных связей, из которых ребёнок может вывести простейшие закономерности. У будущего первоклассника должно быть развито желание узнавать новое, а также уже должна быть сформирована способность к образным представлениям, не говоря уже о достаточном уровне памяти, развитой речи, мышления и воображения.

    Физическая готовность к школе

    Несомненно, для будущего первоклассника желательно крепкое физическое здоровье. Определённый уровень зрелости организма, его систем и органов напрямую будет влиять на работоспособность ребёнка, а значит, и на способность к обучению. Кроме того, при определении физической готовности в список критериев включают необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций.

    Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?

    Ведущим видом деятельности детей является игра. Но по мере взросления малыша она начинает уступать место обучению. О том, как определить уровень готовности ребёнка к обучению в школе, какие для этого рекомендуется использовать методики и тесты, поговорим в статье.
    По утверждению психологов о готовности детей к обучению свидетельствует не объём их знаний и умение или неумение читать накануне похода в первый класс. Психологическая готовность к школе определяется способностью малыша слушать, слышать и выполнять определённые инструкции. Если он не слышит, чего от него хотят, значит, он ещё не готов воспринимать указания.
    Если же он понимает, что от него требуется, но не желает выполнять - это свидетельствует о том, что учиться в школе ему будет нелегко. Проблемы с обучением в начальных классах будут и у тех детей, которые не умеют самоорганизоваться, планировать работу. Третий показатель зрелости малыша - готовность признать допущенную им ошибку и попытка исправить её без посторонней помощи.
    Рановато идти в первый класс и тому крохе, который не умеет сосредоточиться, сконцентрировать внимание на чём-то даже на короткий промежуток времени. Проверка готовности к школе ребёнка включает и его умение находить общий язык со сверстниками. Родители сами могут определить уровень готовности их чада к новому статусу школьника, проведя такую несложную работу.
    Попросите ребёнка перерисовать какой-то конкретный рисунок или обвести составленную вами из точек картинку. Если он в состоянии посидеть 15-20 минут, выполняя предложенное вами задание, значит, умение сосредоточиться и выполнить данную инструкцию у него сформировано на достаточном для его возраста уровне.
    О психологической готовности к школе может свидетельствовать ответ малыша на вопрос, хочет ли он учиться в первом классе. Если положительный ответ будет сопровождаться объяснением, что он сможет узнать в школе много нового и интересного, значит, у него достаточно развит познавательный интерес. В случае отрицательного ответа или даже положительного, объяснением которому будет возможность там поиграть, вывод однозначен: идти в школу ещё не время.
    Тесты, диагностика готовности ребенка к обучению в школе
    Профессиональная диагностика уровня подготовки детей и готовности ребёнка (в том числе и психологической) к обучению в начальной школе имеет своей целью не простую констатацию достижений отдельного малыша, а определение правильности направления его подготовки и своевременное устранение выявленных проблем.
    Для определения уровня готовности ребёнка 6-7 лет к школе существуют разнообразные тесты с заданиями и вопросами, ответы на которые помогут получить общую картину развития малыша. Оно включает в себя многие составляющие, в том числе:
    •    физическую готовность,
    •    психологическую,
    •    эмоциональную,
    •    социально-коммуникативную.
    Тесты, направленные на определение психологической готовности к школе конкретного ребёнка, помогают определить, сможет ли он усвоить предлагаемую школьную программу, находясь в коллективе сверстников.
    Прежде чем перейти непосредственно к методикам проведения теста, направленного на определение степени готовности к школе ребёнка, необходимо ознакомиться со следующими правилами:
    •    чтобы малыш не испытывал напряжения и был полностью открыт, нельзя ему говорить, что его собираются проверять;
    •    задания следует предлагать в ходе повседневной деятельности или игры (в непринуждённой обстановке);
    •    тестирование обычно не привязывается к конкретному времени, не спешите получить результат сами и не подгоняйте ребёнка.
    Методики определения готовности ребенка к школе
    Существует большое количество методик, позволяющих провести диагностику готовности ребёнка к успешному обучению в начальной школе. Определить умение выполнять указания в устной форме и делать задания по образцу можно с помощью графического диктанта и методики «Образец и правило» Венгера-Эльконина. Определить уровень психического развития малыша, мелкой моторики, его глазомер, умение подражать можно с помощью методики Керна-Иерасека.
    Наступает момент, когда любой родитель задает себе вопрос: «Когда отдавать ребенка в школу?» Несомненно, существуют общепринятые стандарты, но каждый из нас индивидуален. Дети все разные, кто-то способен уже в 6 лет легко усваивать школьный материал и хорошо учиться, а кто-то не сможет просто освоить предлагаемую программу. Тогда как определить готовность ребенка к школе? Об этом и пойдет речь в статье.
    Для ответа на данный вопрос необходимо принимать во внимание сразу три аспекта. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой.
    Аспект № 1
    В первую очередь рассматривается физическая Она устанавливается в результате прохождения специальной медицинской комиссии. Все результаты должны быть непременно занесены в карточку ребенка. В случае, если на данный момент у него есть какие-то заболевания, то поступление в учебное заведение может быть отложено
    Аспект № 2
    Готовность ребенка к школе с интеллектуальной точки зрения. У него должно быть развито внимание, память, восприятие и прочие важные процессы мозговой деятельности. Если данное условие не соблюдается, ребенок окажется в трудной ситуации, ведь требования, предъявляемые к нему, будут основываться на предположении о том, что все ученики обладают равным уровнем развития. Для оценки данного параметра используются разнообразные психологические методики. Они показывают, насколько у ребенка развиты речь, мышление, координация, внимание, верхних конечностей, и прочее. Во время могут быть предложены элементарные математические задачи. Также возможны тесты, характеризующие его знания об окружающем мире и готовность действовать по определенному алгоритму.
    Для определения уровня интеллектуальной зрелости производится подсчет успешно выполненных заданий. Если этот показатель более 80%, то это отличный результат, средняя степень находится в пределах от 55 до 80%, меньшие цифры - низкий балл.
    Отметим, что к шести - семи годам ребенку необходимо знать следующие моменты:
    Адрес проживания, родной город;
    Наименование своей страны и ее столицу;
    ФИО родителей, сведения о месте их работы;
    Последовательность времен года, особенности;
    Месяца и все дни недели;
    Отличия домашних животных от диких;
    Он должен ориентироваться в своем окружении, пространстве.
    Аспект № 3
    Готовность ребенка к обучению в школе определяется и по личностной мотивации. У него должен быть интерес к получению знаний, освоению новых умений и навыков. Данный параметр выясняется в процессе беседы. Здесь определяется, насколько ребенок стремится к общению со сверстниками, уровень его самостоятельности, инициативности и прочие особенности. Готовность ребенка к школе во многом зависит от родителей. Их роль состоит в объяснении своему чаду того, зачем люди ходят учиться, что они от этого получают. Ребенок должен получать исключительно положительную информацию о неизвестном для него объекте - школе. Следует помнить, что все, сказанное взрослыми, он воспринимает буквально.
    Специалисты выделяют несколько направлений, по которым можно судить о готовности к школе: интеллект, мотивация, психологическую готовность и физические способности.
    Интеллект
    Большое заблуждение считать, что малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Виной тому - недостаточная сформированность процессов мышления, памяти, внимания
    До начала обучения в школе ребенком должны быть усвоены знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен знать основную информацию о себе (имя, фамилию, место проживания), различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат), знать цвета, знать пространственные характеристики, величины, уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов. Большое значение имеют такие продуктивные навыки, как рисование, лепка, конструирование, в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности - планирование, коррекция, контроль.
    Мотивация
    Мотивационная готовность к школе считается сформированной, если малыш хочет посещать занятия, стремится узнать новую информацию, хочет получать новые знания. Здесь важно обратить внимание на устойчивость этого интереса, способность к осуществлению волевого усилия.
    Также необходимо обратить внимание на способность ребёнка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществлению действий по предлагаемым образцам.
    Психологическая готовность
    В отличие от требований детского сада, свод школьных требований больше и жестче. Обратите внимание на развитие качеств общения своего малыша, эмоциональную «гибкость», на его самостоятельность и организованность, способность регулировать собственное поведение, готовность к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.
    У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми.
    Ответьте на следующие вопросы:
    •    легко ли ребенок включается в компанию играющих детей;
    •    умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
    •    соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
    •    умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу?
    Физическая готовность к школе
    Под физической готовностью понимается общее физическое развитие ребёнка:
    •    нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие
    •    нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста;
    •    состояние зрения, слуха, моторики рук;
    •    состояние нервной системы - степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности;
    •    общее состояние здоровья.
    Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:
    •    проверить его слух;
    •    проверить зрение;
    •    оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно;
    •    проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице);
    •    оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым и здоровым).
    Поступление в школу - ответственный жизненный этап, на котором меняется привычный жизненный уклад целой семьи. На фоне восторга, радости и удивления у ребёнка возникают чувства тревоги, растерянности. Поддержка родителей в это время очень важна! Их задача - подготовить сынишку или дочку и обязательно провести диагностику готовности к школе.
    В первом классе соседями по парте могут оказаться дети с разницей в возрасте до двух лет. Одним только исполнилось шесть с половиной, другие до восьми ходили на подготовительные занятия. Родители сами решают, отправить ребёнка в школу сразу после детского сада или годик-другой подождать. Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребёнка к школе.
    У ребёнка есть мотивация учиться
    Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития есть ещё развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определённого возраста ребёнок слит с матерью. Постепенно он начинает от неё физически и социально отдаляться. Годам к трём он уже осознаёт свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную жизнь. В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень.
    Игры ребёнка тоже трансформируются. Сначала он играет один, потом куколками, предметами, фигурками, которые у него выполняют социальные роли, а он ими руководит. Становясь старше, ребёнок начинает примерять уже на себя разные роли. Так появляются игры в дочки-матери, в доктора, продавца или лётчика, которые со временем становятся групповыми и начинают включать в себя элементы ответственности. Ребёнок уже способен за что-то отвечать и соблюдать правила.
    В идеале к семи годам он должен «наиграться» и быть готовым действовать по правилам для достижения результата, который кажется ему необходимым. Необходимо, чтобы к школе у ребёнка был хотя бы зачаток учебной мотивации. Если её нет совсем - в школу идти нельзя.
    Ребёнок умеет концентрировать внимание
    Он должен быть способен физически отсидеть урок, не просто сдерживая свои импульсы, а удерживая внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Хотя бы в течение получаса. У ребёнка, который такой способностью не обладает, есть два варианта поведения: либо он начинает активно двигаться, встаёт или, наоборот, лезет под парту, задирает одноклассников, либо «вываливается». Никому не мешая, такой ребёнок тихо сидит за партой и даже создаёт иллюзию того, что слушает учителя. В действительности его мысли где-то далеко, и привлечь его внимание может только неоднократный окрик преподавателя.
    Этот вид развития человека не случайно называется эмоционально-волевым. Наша воля основана на понимании себя, своих эмоций. Когда мы осознаем, что с нами происходит, то лучше можем определить, что нам надо с собой сделать, чтобы достичь желаемого результата. Для развития воли ребёнка нужно развивать его эмоции. Для этого хороши игры на различение ощущений - горячо-холодно, тяжело-легко, весело-грустно.
    У ребёнка развиты интеллект и моторика
    Любые нарушения в этой области замечаются проще всего. Именно на их выявление направлены почти все тесты и задания для дошкольников. Результаты легко фиксируются в количественном исчислении: столько-то слов запомнил, за такое-то время прочитал или сосчитал. Фактически при определении готовности ребёнка к школе только это и проверяется.
    Но и тут у современных детей не всё гладко. Специалисты отмечают слишком большой процент первоклассников с психофизическим инфантилизмом - ситуацией, когда ребёнку, допустим, семь лет, а выглядит и ведёт себя он на пять. Моторные процессы его недостаточно развиты. Не соответствует возрасту координация «глаз-рука» - жизненно важная вещь для обучения. Это и способность писать, удерживая буквы ровными и соразмерными, и читать, фиксируя взгляд на определённой строчке. Если мозг ребёнка ещё до этого не дорос, он просто физически не способен сделать то, что от него требуют, или же может это сделать только при очень большом напряжении и недолго.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по сравнению с позицией дошкольника, требует от ребенка выполнения новых для него правил, связанных с иным положением в обществе. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе. 
    Отношение к школе определяется по желанию или нежеланию ребенка выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. 
    Отношение к учителю и учебной деятельности определяется по восприятию ребёнком различных ситуаций урока, в которых исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по теме, предварительно подняв руку. 
    Отношения со сверстниками будут складываться успешно, если у ребенка развиты такие качества личности, как коммуникабельность, умение уступать в ситуациях, требующих этого. Для ребенка важно уметь действовать совместно с другими детьми, быть членом детского общества. Отношение к родным и близким. В силу того, что учение становится основным видом деятельности ребенка, родные должны относиться к будущему школьнику и его учению как к важной содержательной, более значимой, чем игра дошкольника, деятельности. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. 
    Отношение к самому себе, своим способностям, своей деятельности и её результатам. Адекватная оценка ребенком себя обеспечивает ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Завышенная же самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя, приводящую к тому, что «школа плохая», «учитель злой» и т.п. 
    Готовя ребенка к школе, его следует учить: 
    -правилам общения; 
    -умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми; 
    -умению управлять своим поведением без агрессивности; 
    -умению быстро осваиваться в новой обстановке. 
    Чтобы проверить готовность ребенка к обучению в школе, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). 
    Во время игры можно увидеть: 
    -следует ли ребенок правилам игры; 
    -как устанавливает контакты; 
    -считается ли с другими как с партнерами;
     -умеет ли управлять своим поведением; 
    -требует ли уступки от партнеров; 
    -бросает ли игру при неудаче. 
    Один из наиболее важных моментов в социально-личностном развитии ребенка – кризис 7 лет. 
    Выделяют семь признаков кризиса 7 лет, в основе которых потребность ребенка в социальном признании:
     Негативизм –нежелание что-либо делать только по тому, что это предложил взрослый. 
    Упрямство – настаивание на своем не потому, что очень хочется, а потому, что он этого потребовал. 
    Строптивость – поведение ребенка направлено против норм поведения, установленных для него взрослым. 
    Своеволие – стремление к самостоятельности, желание делать самому.
    Протест-бунт – поведение в форме протеста (война против окружающего мира). 
    Обесценивание – проявляется к взрослым и вещам, которые раньше любил. 
    Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими. 
    Как справиться с кризисом 7 лет? 
    Нужно помнить о том, что кризисы – это явление временное, и они проходят. Причина острого протекания кризиса в несоответствии родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Поэтому следует подумать над обоснованностью запретов и возможностью предоставления ребенку большей свободы и самостоятельности. Быть более внимательными к мнениям, суждениям ребенка; стараться понять его. 
    Тон приказа или назидания в этом возрасте малоэффективен, поэтому старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. 
    Наиболее эффективный способ воспитательных воздействий – положительная оценка ребенка как личности. В общении взрослого с ребенком существует ряд правил, которые необходимо соблюдать: 
    Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался» и т.п.) 
    Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас» с учетом прежних заслуг ребенка («Но сейчас ты поступил неправильно, толкнув Машу») 
    Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя первая, но она сделала это не нарочно») 
    Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения. 
    Показ уверенности в том, что у него все получится («Я уверена, что ты больше не будешь толкать девочек») Никогда не упускайте случая сказать ребенку о том, что вы его любите. 
    Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то ребенок не может сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит понять, какое поведение одобряется, а какое – нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, выходом из которой становится полная бездеятельность. К этому же результату приводит и однообразие реакций взрослых на действия ребенка.
     Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в осваиваемой им деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как катастрофа, то и он примиряется со своей никчемностью. Очень важно быть предельно внимательными к деятельности ребенка и искать повод для похвалы и одобрения даже в не значительном. 

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по сравнению с позицией дошкольника, требует от ребенка выполнения новых для него правил, связанных с иным положением в обществе. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе. 
    Отношение к школе определяется по желанию или нежеланию ребенка выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. 
    Отношение к учителю и учебной деятельности определяется по восприятию ребёнком различных ситуаций урока, в которых исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по теме, предварительно подняв руку. 
    Отношения со сверстниками будут складываться успешно, если у ребенка развиты такие качества личности, как коммуникабельность, умение уступать в ситуациях, требующих этого. Для ребенка важно уметь действовать совместно с другими детьми, быть членом детского общества. Отношение к родным и близким. В силу того, что учение становится основным видом деятельности ребенка, родные должны относиться к будущему школьнику и его учению как к важной содержательной, более значимой, чем игра дошкольника, деятельности. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. 
    Отношение к самому себе, своим способностям, своей деятельности и её результатам. Адекватная оценка ребенком себя обеспечивает ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Завышенная же самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя, приводящую к тому, что «школа плохая», «учитель злой» и т.п. 
    Готовя ребенка к школе, его следует учить: 
    -правилам общения; 
    -умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми; 
    -умению управлять своим поведением без агрессивности; 
    -умению быстро осваиваться в новой обстановке. 
    Чтобы проверить готовность ребенка к обучению в школе, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). 
    Во время игры можно увидеть: 
    -следует ли ребенок правилам игры; 
    -как устанавливает контакты; 
    -считается ли с другими как с партнерами;
     -умеет ли управлять своим поведением; 
    -требует ли уступки от партнеров; 
    -бросает ли игру при неудаче. 
    Один из наиболее важных моментов в социально-личностном развитии ребенка – кризис 7 лет. 
    Выделяют семь признаков кризиса 7 лет, в основе которых потребность ребенка в социальном признании:
     Негативизм –нежелание что-либо делать только по тому, что это предложил взрослый. 
    Упрямство – настаивание на своем не потому, что очень хочется, а потому, что он этого потребовал. 
    Строптивость – поведение ребенка направлено против норм поведения, установленных для него взрослым. 
    Своеволие – стремление к самостоятельности, желание делать самому.
    Протест-бунт – поведение в форме протеста (война против окружающего мира). 
    Обесценивание – проявляется к взрослым и вещам, которые раньше любил. 
    Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими. 
    Как справиться с кризисом 7 лет? 
    Нужно помнить о том, что кризисы – это явление временное, и они проходят. Причина острого протекания кризиса в несоответствии родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Поэтому следует подумать над обоснованностью запретов и возможностью предоставления ребенку большей свободы и самостоятельности. Быть более внимательными к мнениям, суждениям ребенка; стараться понять его. 
    Тон приказа или назидания в этом возрасте малоэффективен, поэтому старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. 
    Наиболее эффективный способ воспитательных воздействий – положительная оценка ребенка как личности. В общении взрослого с ребенком существует ряд правил, которые необходимо соблюдать: 
    Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался» и т.п.) 
    Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас» с учетом прежних заслуг ребенка («Но сейчас ты поступил неправильно, толкнув Машу») 
    Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя первая, но она сделала это не нарочно») 
    Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения. 
    Показ уверенности в том, что у него все получится («Я уверена, что ты больше не будешь толкать девочек») Никогда не упускайте случая сказать ребенку о том, что вы его любите. 
    Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то ребенок не может сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит понять, какое поведение одобряется, а какое – нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, выходом из которой становится полная бездеятельность. К этому же результату приводит и однообразие реакций взрослых на действия ребенка.
     Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в осваиваемой им деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как катастрофа, то и он примиряется со своей никчемностью. Очень важно быть предельно внимательными к деятельности ребенка и искать повод для похвалы и одобрения даже в не значительном. 

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели С до
    Понедельник 10:00 14:00
    Вторник 10:00 14.00
    Среда 10:00 14:00
    Четверг 10:00 14:00
    Пятница 10:00 14:00
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie